Несмотря на развитие рынка стройматериалов и появление более практичных и дешёвых аналогов, популярность кирпича не падает. Он продолжает применяться в многоэтажном и частном строительстве. Учитывая стабильный спрос, имеет смысл рассмотреть все технические нюансы, которыми керамический кирпич привлекает внимание покупателей.
В качестве основного компонента для изготовления используется мелкофракционная глина. Добывают сырьё в специальных карьерах, обязательно используя одноковшовые экскаваторы. Такие машины не перемешивают между собой слои глины, ровно снимая нужный пласт. К основному компоненту добавляют воду, для достижения нужной консистенции и пластичности.
Помимо базового сырья, в состав керамического кирпича часто включаются добавки, для достижения нужной структуры и повышения технических характеристик изделия. В частности:
Песок, зола или шлак – помогают снизить вес и минимизировать усадку;
Опилки, древесный уголь, торф – выгорающие компоненты, придающие кирпичу пористость;
Песчаник, железосодержащая руда – регулируют термическую обработку, облегчают процесс формовки.
Cогласно нормам ГОСТ в керамическом кирпиче не содержится токсичных и химически активных веществ, поэтому материал является экологически безопасным.
Это довольно сложный и многоступенчатый процесс. Однако вне зависимости от производителя, применяются два способа изготовления стройматериала:
Пластическая методика – формовка изделия выполняется из глиняной массы с добавлением большого количества воды (17-30%). Чтобы получить готовое изделие применяется технология ленточного прессования с последующим высушиванием кирпича в специальных камерах. На заключительном этапе, сформированные блоки обжигают в печах.
Полусухое прессование – здесь можно отметить сравнительно небольшое количество воды (до 10%). Формовка выполняется прессом, который создаёт высокое давление – порядка 15 МПа.
В обоих случаях, кирпич обжигается при высоких температурах, в результате легкоплавкие компоненты глины надёжно связывают элементы не подверженные плавлению.
Керамические (красные, облицовочные, забутовочные, евро, модульные, поризованные): ГОСТ 530-2012;
Силикатные: ГОСТ 379-2015;
Кислотоупорные: ГОСТ 474-90;
Огнеупорные (шамотные, печные): ГОСТ 8691-73.
Маркировка – это классификация готовых изделий по техническим характеристикам, которые определяют дальнейшую область применения. Для этого обычно используются буквенные и числовые обозначения. В случае с керамическим кирпичом, это выглядит так:
КО – одинарный кирпич стандартного размера;
КЕ – европейский формат;
КУ – утолщённое изделие;
КМ – модульный кирпич стандартного размера;
КУГ – утолщённый, присутствуют горизонтальные пустоты;
КГ – горизонтальные пустоты;
КК – крупноформатные изделия.
Помимо этого, присутствуют такие обозначения:
Р – рядовой;
Л – лицевой;
ПО – полнотелый;
ПУ – пустотелый.
Приведённая классификация определяет применение кирпича. Кроме этого, на каждом изделии имеется специальная маркировка, указывающая на технические характеристики:
М – марка прочности. Данное значение может варьироваться в пределах 75-300. Чем выше плотность кирпича, тем он устойчивее к динамическим нагрузкам. Например, М 75 подходит для возведения одноэтажных строений, М 300 – материал для строительства высотных зданий.
F – показатель морозоустойчивости. Здесь также применяется числовое обозначение в пределах 15-150. Цифры указывают на количество циклов замораживания/оттаивания, которые может выдержать кирпич без потери первоначальных свойств.
КОРПО 1НФ 100/50 – одинарный кирпич стандартного размера марки 100, рассчитанный на 50 циклов замораживания/оттаивания. Такие изделия подойдут для строительства домов, высотой 2-3 этажа.
Определяются согласно ГОСТ 530-2007 (соответствует европейскому стандарту ЕН 771-1:2003)
Наименования изделия | Обозначение | Длина, мм | Ширина, мм | Толщина, мм |
---|---|---|---|---|
Рядовой или одинарный | КО | 250 | 120 | 65 |
Евро | КЕ | 250 | 85 | 65 |
Утолщенный | КУ | 250 | 120 | 88 |
Одинарный модульный | КМ | 288 | 138 | 65 |
Утолщенный с горизонтальными пустотами | КУГ | 250 | 120 | 88 |
Единица измерения |
Количество кирпичей в кладке (с учетом растворных швов), шт. |
||
одинарный |
полуторный |
двойной |
|
1 м3 кладки |
394 |
302 |
200 |
1 м2 кладки в ½ кирпича |
51 |
39 |
26 |
1 м2 кладки в 1 кирпич |
102 |
78 |
52 |
1 м2 кладки в 1,5 кирпича |
153 |
117 |
78 |
1 м2 кладки в 2 кирпич |
204 |
156 |
104 |
Неоспоримые преимущества керамического кирпича выглядят так:
Экологически чистый материал.
Отличные показатели прочности.
Широкий размерный ряд.
Правильная геометрия, позволяющая возводить строения любой сложности.
Неплохие показатели звукоизоляции.
Презентабельный внешний вид.
К явным недостаткам относятся такие моменты:
Цена – на рынке присутствуют более дешевые материалы с лучшими техническими характеристиками.
Теплопроводность – обязательно требуется дополнительное утепление.
Вес – вне зависимости от этажности, зданию необходим прочный фундамент.
Сроки строительства – возведение зданий из кирпича обычно занимает много времени.
Химическая зависимость – на керамическом кирпиче часто появляются высолы: белые пятна выступившей соли.
Отметим, что для строительства кирпич закупается сразу, в необходимом количестве. Партии разных производителей могут отличаться по цвету.
Основные технические параметры керамического кирпича выглядят так:
Пустотность – около 5%;
Плотность – порядка 1 700 кг/м3;
Влагопоглощение – 6-14%.
Паропроницаемость – 0.14-0.17 мг/м*ч*Па;
Усадка – 0.03-0.1 мм на метр кладки;
Вес – 1.6-7.2 кг.
Здесь приведены средние значения, которые могут изменяться в зависимости от структуры и предназначения материала.
Разновидность кирпича | Плотность средняя | Пористость | Марка прочности | Морозо- стойкость |
---|---|---|---|---|
кг/м3 | % | |||
Рядовой полнотелый | 1600 - 1900 | 8 | 75 -300 | 15 - 50 |
Рядовой пустотелый | 1000 - 1450 | 6 - 8 | 75 - 300 | 15 - 50 |
Лицевой | 1300 - 1450 | 6 - 14 | 75 - 250 | 25 - 75 |
Лицевой ангобированный | 1300 - 1450 | 6 - 14 | 75 - 250 | 25 - 75 |
Клинкерный | 1900 - 2100 | 5 | 400 - 1000 | 50 -100 |
Шамотный | 1700 - 1900 | 8 | 75 - 250 | 15 - 50 |
Первое, чем отличаются две разновидности кирпича – это цвет. Керамический кирпич изготавливается из обожжённой глины, поэтому имеет красный оттенок. Силикатный – сочетание кварцевого песка и извести, что в совокупности даёт белый цвет.
Кроме этого, силикатный аналог всегда полнотелый – здесь не имеется пористой структуры и технических пустот. Такое строение подразумевает высокую потерю тепла, соответственно стены из силикатного кирпича имеют большую толщину, что создаёт дополнительную нагрузку на фундамент.
Различается и технология изготовления. В частности, керамический кирпич формуется, после чего подвергается обжигу под воздействием высоких температур. Силикатный аналог формируется в автоклавах, под воздействием высокого давления и горячего пара.
Наблюдается существенная разница в цене: силикатный кирпич намного дешевле.
«Новомосковскогнеупор»
Этот кирпичный завод вёдёт историю с 1933 года, считается одним из крупнейших производителей центрального региона страны. Визитная карточка производителя: широкий размерный ряд, где помимо стандартных изделий, присутствует торцевой, клиновидный и трапецеидальный кирпич.
«Владимирский кирпичный завод»
В отличии от большинства производителей, предприятие имеет собственные месторождения глины, что гарантирует высокое качество по доступной цене. Производственная линия полностью автоматизирована, состоит из итальянского оборудования. Годовой оборот – порядка 75 000 000 единиц кирпича в год.
«Маркинский кирпичный завод»
Производственные мощности находятся в Ростовской области, это один из ведущих поставщиков южного региона России. Компания использует сырьё различных природных оттенков, что обеспечивает широкую цветовую гамму без применения искусственных красителей.
«Славянский кирпич»
Компания работает совместно с немецкой компанией HANS LINGL, что делает её самым современным производителем не только в России, но и европейских странах. Производитель имеет два завода с общим выходом кирпича в количестве до 140 000 000 единиц в год.
ООО «РиК»
Сравнительно молодая компания, работающая в Московской области с 1995 года. Производитель предлагает потребителям качественный кирпич, различных форм и оттенков.
Отметим, что на территории России работает около 30 крупных предприятий по производству керамического кирпича. Поэтому проблем с выбором хорошего производителя возникнуть не должно.