Несмотря на развитие рынка стройматериалов и появление более практичных и дешёвых аналогов, популярность кирпича не падает. Он продолжает применяться в многоэтажном и частном строительстве. Учитывая стабильный спрос, имеет смысл рассмотреть все технические нюансы, которыми керамический кирпич привлекает внимание покупателей.

Состав

В качестве основного компонента для изготовления используется мелкофракционная глина. Добывают сырьё в специальных карьерах, обязательно используя одноковшовые экскаваторы. Такие машины не перемешивают между собой слои глины, ровно снимая нужный пласт. К основному компоненту добавляют воду, для достижения нужной консистенции и пластичности.

Помимо базового сырья, в состав керамического кирпича часто включаются добавки, для достижения нужной структуры и повышения технических характеристик изделия. В частности:

  • Песок, зола или шлак – помогают снизить вес и минимизировать усадку;

  • Опилки, древесный уголь, торф – выгорающие компоненты, придающие кирпичу пористость;

  • Песчаник, железосодержащая руда – регулируют термическую обработку, облегчают процесс формовки.

Cогласно нормам ГОСТ в керамическом кирпиче не содержится токсичных и химически активных веществ, поэтому материал является экологически безопасным.

Технология изготовления

Это довольно сложный и многоступенчатый процесс. Однако вне зависимости от производителя, применяются два способа изготовления стройматериала:

  1. Пластическая методика – формовка изделия выполняется из глиняной массы с добавлением большого количества воды (17-30%). Чтобы получить готовое изделие применяется технология ленточного прессования с последующим высушиванием кирпича в специальных камерах. На заключительном этапе, сформированные блоки обжигают в печах.

  2. Полусухое прессование – здесь можно отметить сравнительно небольшое количество воды (до 10%). Формовка выполняется прессом, который создаёт высокое давление – порядка 15 МПа.

В обоих случаях, кирпич обжигается при высоких температурах, в результате легкоплавкие компоненты глины надёжно связывают элементы не подверженные плавлению.

Основные виды и нормативные документы

  • Керамические (красные, облицовочные, забутовочные, евро, модульные, поризованные): ГОСТ 530-2012;

  • Силикатные: ГОСТ 379-2015;

  • Кислотоупорные: ГОСТ 474-90;

  • Огнеупорные (шамотные, печные): ГОСТ 8691-73.

Маркировка

Маркировка – это классификация готовых изделий по техническим характеристикам, которые определяют дальнейшую область применения. Для этого обычно используются буквенные и числовые обозначения. В случае с керамическим кирпичом, это выглядит так:

  • КО – одинарный кирпич стандартного размера;

  • КЕ – европейский формат;

  • КУ – утолщённое изделие;

  • КМ – модульный кирпич стандартного размера;

  • КУГ – утолщённый, присутствуют горизонтальные пустоты;

  • КГ – горизонтальные пустоты;

  • КК – крупноформатные изделия.

Помимо этого, присутствуют такие обозначения:

  • Р – рядовой;

  • Л – лицевой;

  • ПО – полнотелый;

  • ПУ – пустотелый.

Приведённая классификация определяет применение кирпича. Кроме этого, на каждом изделии имеется специальная маркировка, указывающая на технические характеристики:

  1. М – марка прочности. Данное значение может варьироваться в пределах 75-300. Чем выше плотность кирпича, тем он устойчивее к динамическим нагрузкам. Например, М 75 подходит для возведения одноэтажных строений, М 300 – материал для строительства высотных зданий.

  2. F – показатель морозоустойчивости. Здесь также применяется числовое обозначение в пределах 15-150. Цифры указывают на количество циклов замораживания/оттаивания, которые может выдержать кирпич без потери первоначальных свойств.

Пример расшифровки

КОРПО 1НФ 100/50 – одинарный кирпич стандартного размера марки 100, рассчитанный на 50 циклов замораживания/оттаивания. Такие изделия подойдут для строительства домов, высотой 2-3 этажа.

Таблица размеров

Определяются согласно ГОСТ 530-2007 (соответствует европейскому стандарту ЕН 771-1:2003)

Наименования изделияОбозначениеДлина, ммШирина, ммТолщина, мм
Рядовой или одинарный КО 250 120 65
Евро КЕ 250 85 65
Утолщенный КУ 250 120 88
Одинарный модульный КМ 288 138 65
Утолщенный с горизонтальными пустотами КУГ 250 120 88

Расход материала

 

Единица измерения

      Количество кирпичей в кладке (с учетом растворных швов), шт.      

одинарный

полуторный

двойной

1 м3 кладки

394

302

200

1 м2 кладки в ½ кирпича

51

39

26

1 м2 кладки в 1 кирпич

102

78

52

1 м2 кладки в 1,5 кирпича

153

117

78

1 м2 кладки в 2 кирпич

204

156

104

Достоинства и недостатки

Неоспоримые преимущества керамического кирпича выглядят так:

  • Экологически чистый материал.

  • Отличные показатели прочности.

  • Широкий размерный ряд.

  • Правильная геометрия, позволяющая возводить строения любой сложности.

  • Неплохие показатели звукоизоляции.

  • Презентабельный внешний вид.

К явным недостаткам относятся такие моменты:

  • Цена – на рынке присутствуют более дешевые материалы с лучшими техническими характеристиками.

  • Теплопроводность – обязательно требуется дополнительное утепление.

  • Вес – вне зависимости от этажности, зданию необходим прочный фундамент.

  • Сроки строительства – возведение зданий из кирпича обычно занимает много времени.

  • Химическая зависимость – на керамическом кирпиче часто появляются высолы: белые пятна выступившей соли.

Отметим, что для строительства кирпич закупается сразу, в необходимом количестве. Партии разных производителей могут отличаться по цвету.

Технические характеристики

Основные технические параметры керамического кирпича выглядят так:

  • Пустотность – около 5%;

  • Плотность – порядка 1 700 кг/м3;

  • Влагопоглощение – 6-14%.

  • Паропроницаемость – 0.14-0.17 мг/м*ч*Па;

  • Усадка – 0.03-0.1 мм на метр кладки;

  • Вес – 1.6-7.2 кг.

Здесь приведены средние значения, которые могут изменяться в зависимости от структуры и предназначения материала.

Разновидность кирпичаПлотность средняяПористостьМарка прочностиМорозо-
стойкость
кг/м3 %
Рядовой полнотелый 1600 - 1900 8  75 -300 15 - 50 
Рядовой пустотелый 1000 - 1450 6 - 8  75 - 300 15 - 50 
Лицевой 1300 - 1450 6 - 14  75 - 250  25 - 75
Лицевой ангобированный 1300 - 1450 6 - 14  75 - 250  25 - 75
Клинкерный 1900 - 2100 5  400 - 1000  50 -100
Шамотный 1700 - 1900   8  75 - 250  15 - 50

Различия между силикатным и керамическим кирпичом

Первое, чем отличаются две разновидности кирпича – это цвет. Керамический кирпич изготавливается из обожжённой глины, поэтому имеет красный оттенок. Силикатный – сочетание кварцевого песка и извести, что в совокупности даёт белый цвет.

Кроме этого, силикатный аналог всегда полнотелый – здесь не имеется пористой структуры и технических пустот. Такое строение подразумевает высокую потерю тепла, соответственно стены из силикатного кирпича имеют большую толщину, что создаёт дополнительную нагрузку на фундамент.

Различается и технология изготовления. В частности, керамический кирпич формуется, после чего подвергается обжигу под воздействием высоких температур. Силикатный аналог формируется в автоклавах, под воздействием высокого давления и горячего пара.

Наблюдается существенная разница в цене: силикатный кирпич намного дешевле.

Проверенные производители

  • «Новомосковскогнеупор»

    Этот кирпичный завод вёдёт историю с 1933 года, считается одним из крупнейших производителей центрального региона страны. Визитная карточка производителя: широкий размерный ряд, где помимо стандартных изделий, присутствует торцевой, клиновидный и трапецеидальный кирпич.

  • «Владимирский кирпичный завод»

    В отличии от большинства производителей, предприятие имеет собственные месторождения глины, что гарантирует высокое качество по доступной цене. Производственная линия полностью автоматизирована, состоит из итальянского оборудования. Годовой оборот – порядка 75 000 000 единиц кирпича в год.

  • «Маркинский кирпичный завод»

    Производственные мощности находятся в Ростовской области, это один из ведущих поставщиков южного региона России. Компания использует сырьё различных природных оттенков, что обеспечивает широкую цветовую гамму без применения искусственных красителей.

  • «Славянский кирпич»

    Компания работает совместно с немецкой компанией HANS LINGL, что делает её самым современным производителем не только в России, но и европейских странах. Производитель имеет два завода с общим выходом кирпича в количестве до 140 000 000 единиц в год.

  • ООО «РиК»

    Сравнительно молодая компания, работающая в Московской области с 1995 года. Производитель предлагает потребителям качественный кирпич, различных форм и оттенков.

Отметим, что на территории России работает около 30 крупных предприятий по производству керамического кирпича. Поэтому проблем с выбором хорошего производителя возникнуть не должно.