Когда готов проект и рассчитана смета, можно отправляться в торговые сети за выбором материала.
Торопиться с покупкой не стоит, ведь стоимость деревянной лестницы довольно высока, и срок службы рассчитан на несколько десятков лет. Поэтому для выбора деталей нужно выбрать свободный день, и не спеша отбирать каждый элемент c идеальной лицевой поверхностью.
Непременное условие для хорошей лестницы – качественная сушка в камере по 1-й и 2-й категориям.
Качественно просушить дерево очень сложно. При любом отхождении от технологии пиломатериал будет коробиться и покрываться трещинами. В итоге его класс снижается, а при изготовлении изделий увеличивается количество отходов.
В настоящее время древесину сушат в специальных сушильных камерах как можно быстрее после распиловки. Сырое неокоренное дерево подвержено порче грибком и древоточцем.
Пиломатериал, высушенный по всем правилам, имеет равномерную влажность около 8% по всему объему. В нем не должны присутствовать дефекты, связанные с некачественной просушкой.
В старину на этот процесс уходило несколько десятилетий.
Если дерево неравномерно или недостаточно просушено (имеет влажность более 10%), то в процессе эксплуатации это может привести к появлению щелей между отдельными деталями и их короблению.
Стабильное качество сушки – это показатель соблюдения технологии и встречается далеко не у всех производителей. Следует проверять влажность материала электронным прибором.
Количество влаги фиксируется чувствительным элементом и отображается на дисплее в цифровом виде. Современные устройства определяют вид дерева и сохраняют в памяти несколько последних измерений. Работают они от аккумуляторов, что удобно при пользовании в магазинах или складах.
При отборе элементов лестницы следует убедиться, что все детали имеют одинаковую степень просушки в допустимом диапазоне. В противном случае в собранном изделии со временем возникнут щели. Это приведет к нежелательному скрипу, преждевременному износу и ухудшению внешнего вида.
Приобретение влагомера в данной ситуации будет вполне обоснованной тратой.
Чаще всего для изготовления лестниц используют древесину дуба и бука. Оба вида относятся к ценным твердым породам и имеют близкие механические свойства.
Дубовые лестницы примерно на треть, а то и в 1.5 раза дороже аналогичных изделий из бука.
Также подходящим сырьем для лестниц является древесина следующих пород:
Ясень – имеет отличную пластичность, гибкость и хорошо поддается шлифовке. Порода мелкозернистой структуры, цвет колеблется от светло-розового до бурого;
Сосна пользуется широкой популярностью ввиду невысокой стоимости. Имеет цвет от бежевого до серо-желтого, хорошо поддается тонированию и морению, легка в обработке. Из сосны изготавливают прямые пролеты, консольные конструкции, винтовые или поворотные лестницы;
Лиственница – ценный и дорогой материал. Отлично противостоит грибкам и гнилям, не боится повышенной влажности, обладает отличной износостойкостью. Светлая древесина лиственницы прекрасно тонируется. Минусом является высокая цена.
Понятие «100-ный массив древесины» означает, что все изделие изготовлено из древесины, а не из цельного ствола дерева.
Высушенная древесина изменяет свои размеры не по плоскостям спилов, а по окружности ствола. Поэтому высушить большую деталь без деформации крайне тяжело и трудоемко. Гораздо проще склеить элемент из небольших частей – ламелей. Чем мельче отдельные ламели, тем прочнее деталь и изделие.
При сборке и склеивании деталей учитывают количество и расположение ламелей, а также их цвет и степень просушки.
Качественный массив дерева склеивают в специальных устройствах – ваймах и прессах. Качество склейки зависит от нескольких показателей:
Влажность дерева;
Температура ламелей;
Качество клея;
Сила сжатия;
Длительность выдержки.
Современные клеящие составы позволяют делать настолько прочные соединения, что в испытаниях на разрыв первым страдает не шов, а массив дерева.
Cледует обратить особое внимание на качество обработки лицевых поверхностей каждой детали. На них не должно быть следов от режущего инструмента, царапин, волн или выхватов.
Качественная поверхность отличается тщательной шлифовкой, причем поперек волокон такая обработка не допускается.
Поперечная шлифовка оставляет следы от абразива, которые впоследствии невозможно скрыть под лаком.
Также недопустимо использование шпаклевок для заделки дефектов обработки.
На рынке часто встречаются детали с окрашенными масляной краской торцевыми частями. Продавцы уверяют, что это делается для лучшей сохранности древесины. На самом деле слоем краски маскируют значительные дефекты.
Еще одна важная проблема – возможное искривление деталей. Оно может быть обратимым и необратимым.
Необратимая покоробленность относится к производственному браку.
Обратимая возникает при неправильном хранении отдельных фрагментов лестницы и соединении деталей, у которых противоположные плоскости имеют разные степени влажности. В таком случае поверхность детали с большей влажностью со временем становится выпуклой.
Перед сборкой такие детали следует привести к одинаковым показателям влажности. Для этого более сухую деталь слегка опрыскивают и оборачивают пленкой. Через несколько часов покоробленность изчезнет.
Как показывает практика, подобрать все элементы на 100% без изъянов крайне непросто.
С собой необходимо взять спецификацию, а еще лучше – все документы проекта. Зачастую случается так, что деталь (например ступень или столб) имеет дефекты на одной из сторон.
Посмотрев по чертежам, можно запланировать монтаж детали с поворотом изъяна к стене или в другую "мертвую зону", где никто и никогда не увидит недостатков поверхности.
У всех продавцов, следящих за качеством, каждая деталь упакована отдельно в полиэтилен, чтобы дерево не отсырело и не пылилось при хранении.
При отборе комплектующих снимать пленку не рекомендуется. Следует заранее подготовить место в машине для перевозки. Укладывать нужно аккуратно, перекладывая детали слоями картона, как можно ближе к передней части кузова, чтобы штабель не смещался при торможении.
К моменту покупки нужно предусмотреть место хранения на строительном объекте. Это должно быть обогреваемое сухое помещение с хорошей вентиляцией, но без сквозняков, подальше от отопительных приборов.
Для кратковременного хранения детали лучше не укладывать в штабель, а поставить вертикально. Это позволит взять любой фрагмент, не перекладывая все элементы конструкции.